Итоговое сочинение в 2020 году по литературе

0 1 254

Одним из испытаний, которое ожидает школьников в зимнее время, конечно же, является сочинение по литературе, которое является своего рода допуском и пропуском к сдаче ЕГЭ. Но не стоит сразу же так пугаться, ведь уже сейчас можно с большой уверенностью сказать о том, что такого типа задание в значительной степени легче чем сами аттестационные тесты, о чём говорит уже имеющуюся статистика на сегодняшний день. По имеющимся данным 96-98% учащихся 11 классов выполняют такое задание довольно успешно. Но не стоит полагать, что всё так легко и просто, ведь такое испытание также требует основательной и серьёзной подготовки, причём здесь имеются свои требования и регламент, о котором мы сейчас и поговорим.

Регламент в 11 классе.

Итоговое сочинение по литературе, как и любое другое испытание, которое ожидает каждого выпускника имеет ряд своих особенностей. О чём идёт речь?

  • Во-первых, учащиеся должны написать заявление о прохождении этой формы аттестации. Подача заявления осуществляется не позже, чем за 14 суток до дня, отведенного в российских школах под написание сочинения. Напомним, что сочинение по традиции назначают на первую декабрьскую среду. Исходя из этой даты, заявление должно быть написано не позже чем 5 декабря года. До 5.12.2019 вам нужно подать заявление на написание итогового сочинения.
  • Во-вторых, время написания. Ученики будут писать сочинение в течение 3 часов 55 минут. Выпускники, которые не обладают всей полнотой физических и психических возможностей, пишут сочинение (или изложение) на 90 минут дольше.
  • В-третьих, ученики имеют право входить в здание, в котором будут писать сочинение, с 9:00 утра, а сама работа начинается в 10:00 – это время одинаково для всех российских регионов. Опоздавшие ученики могут пройти в аудиторию и писать работу, однако им никто не будет повторять инструкции и не продлит время, которое отведено для работы.
  • В-четвёртых, инструкции и не продлит время, которое отведено для работы. Одиннадцатиклассники получают комплект, состоящий из бланков записи, регистрации и черновиков. У них также будет право пользоваться толковыми и орфографическими словариками – эти материалы выдадут на месте, нести их с собой не стоит. Также на столе могут находиться следующие предметы. Это чёрная ручка, документы, удостоверяющие личность учащегося, еда и лекарство.
  • В-пятых, список запрещённых вещей. В число запрещенных вещей Рособрнадзор отнес смартфоны, телефоны и другие средства коммуникаций, аппаратуру, которая может воспроизводить фотоизображения и видеофайлы, личные словарики, любые заметки и т.д. Нарушение регламента тут же приведет к удалению с аттестации. Кстати, не думайте, что пронести эти предметы будет несложно – аудитории могут быть оборудованы металлоискателями, камерами и даже устройствами, подавляющими сигнал.


Ознакомившись с регламентом проведения итогового сочинения, самое время ознакомится со списком наиболее актуальных и часто повторяющихся тематик.

Темы и направления сочинений.

Конечно же, сейчас и заранее никто не сможет назвать точной темы сочинения, но приблизительные направления обязательно можно и даже нужно назвать. Если внимательно изучить направления и тематику сочинений прошлых лет, то можно выделить следующие направления. Это «Отцы и дети», «Мечта и реальность», «Месть и великодушие», «Искусство и ремесло», «Доброта и жестокость». Но обо всём подробнее.

  1. «Мечта и реальность». Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью. В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
  2. «Доброта и жестокость». Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе. Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.

  3. «Месть и великодушие». В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии. Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

Ещё одним очень важным моментом, который тревожит и привлекает внимание многих является оценивание данного сочинения и правила, по которым оно будет проходить.

Оценивание сочинения.


Среди наиболее важных моментов в системе оценивания, специалисты и эксперты настоятельно рекомендуют обратить внимание на следующие моменты.

  1. Заданный объем работы – сочинение должно состоять примерно из 350 слов. Если работа состоит из 250 слов и менее – она не оценивается, поэтому за этот критерий ставится только «зачет» или «незачет».
  2. Работа должна быть выполнена самостоятельно – комиссия тщательно вычитывает сочинения на наличие заимствованных отрывков из литературных и других источников. Не думайте, что хорошая помять и умение фотографически запоминать информацию помогут написать отличную работу – с 2017 года оргкомитет имеет право пропустить сочинения, вызвавшие у них сомнения, через программы выявления плагиата. Цитировать авторские мысли, конечно, можно, но нужно указать источник цитаты. Увлекаться чужими мыслями также не стоит – общий объем цитат не должен превышать ½ объема сочинения. Выявленный плагиат означает, что дальше работа не проверяется и за нее ставится ноль баллов. Данный критерий не приносит баллов – его оценивают по системе «зачет» / «незачет».

  3. Соответствие текста работы завяленной теме – комиссия устанавливает, насколько верен ход рассуждений ученика, ответил ли он на главный вопрос темы, сумел ли понять ее смысл. Максимум, который можно получить за этот критерий — 2 балла.
  4. Умение приводить аргументы – тут важно показать, что ученик помнит и понимает, как правильно привлекать примеры из художественных произведений, мемуаров, публицистических статей, текстов народных песен и сказок для усиления своей позиции. Верное выполнение требований обеспечит вам 2 балла.
  5. Композиционное построение и логика изложения – выпускникам нужно суметь выстроить логичную взаимосвязь между разделами сочинения, соотнести тезисы и доказательства. Выполнение данных требований принесет максимум 2 балла.
  6. Речевое оформление – комиссия оценивает точность мыслей, умение применять сложные грамматические конструкции, уместность употребления терминологии. За эту часть вам могут насчитать еще 2 балла.
  7. Грамотность работы – работе присваивается понятие грамотной, если на каждые 100 слов, написанных в сочинении, приходится не больше чем 5 ошибок (суммируются все «оплошности» — в грамматике, орфографии и пунктуации). Данный критерий может принести до 2 баллов.

  8. Оригинальный подход – творческая работа с нестандартными мыслями и оригинальными ходами может дополнительно принести 1 балл.
  9. Ошибки речи – почти полное отсутствие речевых ошибок (не более 1-2) принесет еще 2 балла, 3-4 ошибки дадут возможность получить 1 балл.
  10. Нормы орфографии – если вы допустите не более 1 ошибки, можете записать на свой «баланс» целых 3 балла, 2-3 ошибки опустят балл до 2-х, а 4-5 ошибок — до 1-го балла.
  11. Нормы пунктуации – правильность использования знаков препинания (не более 1 ошибки) может дать вам 3 балла, 2-3 ошибки снизят балл до 2-х, а 4-5 – до 1 балла.
  12. Нормы грамматики – 0-1 грамматическая ошибка позволят начислить 2 балла, 2-3 ошибки – приведут к начислению 1 балла.
  13. Фактологическая точность – верность фактов, указанных в работе, даст вам 1 балл.


Внимательно проанализировав систему оценивания, учащиеся в конечном итоге должны набрать 20 баллов, это максимальное количество. Но в качестве оценки учащиеся получают «зачёт» или «незачёт».

Помните, итоговое сочинение — это первое испытание на пути выпускников, которое также требует основательной и тщательной подготовки.

Вам также могут понравиться

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.

Share This
Adblock
detector