Второй иностранный язык в школе 2019-2020
Образование уже последние несколько лет претерпевает существенные изменения, в связи с реформой, направленной на качество образования и повышения уровня базовых знаний, умений и навыков.
Одной из последний и обсуждаемых новостей в этом направлении является второй иностранный язык в школе. Согласно ФГОС и прописанным стандартам образования Минобнауки, второй иностранный язык обязательно должен изучаться учащимися 5-11 классов. Все ли учебные заведения строго следуют данному предписанию? Именно в тонкостях этого вопроса мы и постараемся разобраться вместе с вами.
Ситуация сегодня — все ли следуют ФГОС?
Какая картина и ситуация складывается на сегодня? Разговоры, касающиеся планов о внедрении в школы для изучения второго иняза велись уже относительно давно, начиная с 2010 года. Согласно ФГОС № 412 от 17.05.2012 года, который был утверждён Приказом Минобрнауки РФ № 373 от 06.10.2009 г №1897 от 17.05 201 года, каждой образовательное учреждение при составлении учебного плана на новый учебный год обязано рассматривать и использовать за основу полный перечень дисциплин к обязательному изучению школьниками по ФГОС.
Особенности ФГОС.
Какие предметы и дисциплины входят в список обязательных для изучения? По ФГОС — это русский, литература, иностранный, второй иностранный язык, Всеобщая история, история России, геометрия и алгебра, обществознание, география, основы духовно-нравственной культуры, музыка, ИЗО, ОБЖ, технология, физическая культура, физика, биология, химия.
Если изучить пункт 9.3 ФГОС № 413 о поправках и корректировках от 29.06 2017 года, то можно найти и подчеркнуть следующую очень важную информацию. Предмет включает в себя изучение и освоение иностранного языка, второго иняза базового уровня. Изучение также прописано в ч.1 раздела V «Стратегии инновационного развития РФ».
Согласно ФГОС по результату успешного освоения учащимися дисциплины они обязаны владеть следующими умениями и навыками.
- Способности к коммуникативному общению.
- Первостепенное представление и владение информацией об особенностях иноязычных стран.
- Умение правильно построить своё поведение, манеру общения согласно нормативам изучаемой страны.
- Умение общаться с носителями языка на основные темы.
- Умения навыка поиска необходимой информации.
Но, многие общеобразовательные учреждения рассматривали данный акт ФГОС как рекомендательный документ. Ведь до 2019 года за каждым учебным заведением закреплялось право самостоятельно принимать решение о добавлении учебных дисциплин в учебных план. Но ситуация должна кардинальным образом измениться?
Будут ли вводить как обязательный предмет и все новшества.
Но каких преобразований стоит ожидать в новом 2019-2020 учебном году? К каким корректировкам следует готовиться не только учащимся, но и самим преподавателям?
Многих тревожит вопрос, будет ли с нового учебного года в программы введён обязательный для изучения второй язык. По стандартам ФГОС второй иностранный язык должен ходит в программу изучения, но лишь на среднюю ступень образования, то есть для учащихся 5-9 классов.
Но на практике введение второго языка приводит к большому множеству проблем и трудностей, которые придётся решить общеобразовательным учреждениям. О чём идёт речь?
Трудности — проблемы.
Среди наиболее актуальных и первостепенных, пожалуй, стоит отметить следующие.
- Во-первых, нехватка педагогических кадров, что очень ощущается в городах небольшого типа.
- Во-вторых, негативная реакция и несогласие со стороны родителей. Почему, чем обусловлена такая реакция? Прежде всего, большой нагрузкой на детей, которые итак по современной программе загружены по максимуму.
- В-третьих, отсутствие необходимой учебно-материальной базы. Проще говоря, нет нужных учебников и программ для реализации дисциплины.
- В-четвёртых, расписание. Что в этом направлении? Полное отсутствие в утвержденном штатном расписании места, куда можно было бы поставить эту дисциплину.
На решение всех этих трудностей необходимо время и деньги, поэтому письмо носило только рекомендательный характер. Чиновники понимают, что сразу сделать обязательным изучение второго иностранного языка по всем общеобразовательным учреждениям страны, не возможно. А что это означает? Тот факт, что вероятнее всего окончательное решение будет за администрацией школы, исходя из её возможностей. Иными словами, пока многие родители могут спокойно вздохнуть и не думать о том, как вместе со своими детьми приступить к этому достаточно не лёгкому и трудоемкому процессу.
Какой язык?
Если коснутся вопроса о том, какой иностранный язык будет основным. А какой вторым в изучении, то здесь мнения слегка расходятся. Но все, же большая часть чиновников и самой администрации школ склоны к тому, что английский язык будет рассматриваться как основной в изучении, а вот немецкий будет считаться вторым языком.
Почему именно такое распределение? Почему вторым языком выбрали немецкий? Как утверждают многие. Всё это благодаря рекомендациям Минобрнауки и специальной программе, разработанной по инициативе института Гёте и МАУПН.
Внедрение.
Если администрация вашего учебного заведения всё же примет положительное решение в пользу того, чтобы ввести второй иностранный язык, то не стоит сразу паниковать, ведь сам процесс будет поэтапным. Как это понять и как всё будет на практике?
Весь процесс будет запущен с 1 класса, когда дети приступают непосредственно к изучению одного из языков в качестве основного. Начиная с 5 класса в программу будет вводиться второй дополнительный язык. Такая система касается обычных общеобразовательных школ без углубленного изучения иностранного языка. Если рассмотреть в качестве примера, то если в новом 2019-2020 году учащийся пойдёт в 6 класс, то его родителям совершенно не стоит беспокоиться, ведь эти новшества его не коснуться.
Но всё же стоит хорошо осознавать, что каждая школа оставляет и закрепляет за собой право принятия решения об объёмах изучаемых дисциплин.
Все плюсы и минусы изучения второго языка.
Несмотря на то, что многие довольно негативно относятся к введению в школах второго иностранного языка, всё же многие выделяют плюсы, знание которых может кардинально поменять ваше мнение. В чём же заключаются преимущества дополнительных уроков по иностранному языку?
- Повышается уровень образованности самих учащихся. В результате они открывают для себя много нового, полезного и интересного, что расширяет их кругозор, пополняет багаж знаний.
- Возможность дальнейшей перспективы. Как это понять? Если учащиеся вместе с родителями осознают необходимость второго иностранного языка, то в дальнейшем это увеличивает шансы на получение высокооплачиваемой и востребованной профессии.
- Дополнительные уроки являются своего рода стимулом к познанию.
- Хорошая тренировка память. Наверное, каждый согласится, что заучивание слов, новых грамматических правил, фраз-клише, а в дальнейшем их использование в устной и письменной речи идёт только на пользу.
- Знание и владение вторым языком в значительной степени позволит повысить самооценку.
И таких плюсов можно перечислять до бесконечности. Но самое главное, такие знания в дальнейшем очень пригодятся и станут полезными. Но пока паниковать или радоваться по поводу новых уроков не стоит, ведь ещё неясна ситуация и окончательного закона нет, пока лишь рекомендации.
Знать два иностранных языка — это очень полезно и правильно. Только, конечно, нагрузка у школьников и без того приличная…